Комментарии, вопросы, пожелания приветствуются.
Буду рад ответить на ваши вопросы: alimbekovr@hotmail.com.

1 заметка с тегом

vector.education

Отзыв-обзор курса онлайн-школы Вектор Финансовая грамотность для предпринимателей

Наткнулся не так давно на онлайн школу «Вектор». «Вектор» — онлайн-школа городских предпринимателей. Сам курс для тех у кого есть идея бизнеса, но вы не знаете, с чего начать, у вас есть хобби, но вы не знаете, как начать на нем зарабатывать, у вас есть бизнес, но он не приносит денег, вы сомневаетесь, взять кредит в банке или найти инвестора.
Курс состоит из 12 уроков. В этот отзыве-обзоре постараюсь кратко описать основную суть. Каждый урок состоит из видео части, текстовой части, интерактивной и части с заданием.

Отзыв-обзор курса онлайн-школы Вектор Финансовая грамотность для предпринимателей

Урок 1 Какой вы тип предпринимателя?

Достаточно обобщенный урок. Основой урока служит классификация Стива Бланка, который, выделяет 6 типов стартапов: лайфстайл-предприниматель, малый бизнес, масштабируемый стартап, стартап на продажу, социальный бизнес и стартап внутри большой компании.
Что мне очень понравилось, так это то, что каждый урок курса сопровождается интересными кейсами и примерами. Так например один из лекторов Мэттью Манос основал дизайн-агентство verynice занимается графическим дизайном, диджитал-проектами, помогает разрабатывать бизнес-модели и бренды. При этом половину своих проектов агентство делает бесплатно — для некоммерческих организаций. Всего verynice выполнило бесплатных заказов на сумму, эквивалентную $5 367 195. Работать над ними компании помогает команда из 400 дизайнеров по всему миру: для них это возможность получить новый опыт, а для компании — расширить сеть клиентов и сотрудников. Согласитесь интересный и необычный кейс бизнеса.

Так же в этой главе рассмотрено две модели.
Модель влияния (Impact model) — это цели, которые вы ставите перед собой как предприниматель, то, как вы видите будущее своего бизнеса, а значит, и свое собственное. Возможно, для вас бизнес — это способ обрести финансовую независимость или построить огромную компанию. а может быть, ваша цель — трудоустроить жителей одной маленькой деревни.
Модель монетизации (Revenue model) — это то, как ваш бизнес будет зарабатывать деньги и как вы обеспечите ему устойчивость, чтобы не закрыть его через полгода. Ваша модель монетизации — это ваша тактика, чтобы прийти к поставленным целям.

Урок 2 Модели монетизации — как бизнес зарабатывает?

В принципе урок достаточно стандартный, описаны основные модели монетизации. Такие как торговля чем либо, подписка, реклама и так далее.

Урок 3 Игра «Бизнес-модель»

Самый интересный на мой взгляд урок.
Игра «Бизнес-модель» — это способ провести мозговой штурм одному или со своей командой и за час придумать несколько бизнес-моделей. Вам понадобится игральный кубик и три списка:

  • список с целями вашего бизнеса;
  • список с моделями монетизации;
  • список с другими факторами, которые помогут вашему бизнесу.

Трижды выкинув кубик, вы получите случайную комбинацию из целей, моделей монетизации и других факторов — и придумаете на ее основе бизнес-модель. Придуманные бизнес-модели будут казаться невероятными, но только на первый взгляд. Чтобы начать играть, вам нужно составить свои личные списки. Итак, ваш список из 6 моделей влияния, 6 моделей монетизации и 6 факторов, которые помогут вашему бизнесу, готов. Теперь бросайте кубики.

Вы получите 3 цифры, например: 5, 4 и 3. Возьмите вашу таблицу с тремя списками и подчеркните 5-ю по счету модель влияния, 4-ю в списке модель монетизации, 3-й фактор, который поможет вашему бизнесу. Теперь предстоит самое сложное — придумать бизнес, который будет работать на основе этих трех факторов. Позвольте себе пофантазировать. Пусть идеи кажутся абсурдными, ваша задача — разогреть воображение и научиться мыслить нестандартно.

Так же и в других уроках в этом даны интересные и необычные кейсы. Вот например:
Никита Комаров, «Хорошей дороги»
В 2015 году Никита Комаров с напарником основал компанию «Хорошей дороги», подключающую водителей к Uber. «Транском» выступает как посредник: ищет людей, проверяет документы, заключает с ними договоры, обучает и переводит им деньги. в тот момент, когда предприниматель задумался о создании такого сервиса, Uber только-только пришел в Россию и был неизвестен. Открывать офис и нанимать людей, не будучи уверенным, что схема сработает, казалось рискованным. Поэтому Никита решил протестировать свою идею, разместив объявления с условиями подключения к Uber на HeadHunter и Avito. Откликнулось более 200 человек, на собеседование пришло около 100. Получив довольно большое количество звонков, предприниматель убедился, что из его идеи можно делать бизнес. Сейчас у «Хорошей дороги» подключено более 2500 водителей и компания открылась помимо Санкт-Петербурга в Уфе, Казани, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге.

Урок 4 Бизнес-план за 2 часа

В этом уроке предстоит написать бизнес-план менее чем за два часа. Он состоит из 6 частей. Чтобы заполнить таблицу, надо ответить на 13 вопросов. Этот урок не научит вас делать классический бизнес-план. Скорее он поможет за короткое время описать то, как будет работать ваш бизнес.

Цели бизнеса Ценностное предложение Партнёры
Чего вы хотите добиться, открывая бизнес? Как вы поймёте, что ваша цель достигнута? Что делает вашу компанию и продукт уникальным? Как это помогает вам добиться поставленных целей? С кем ваша компания будет работать? А с кем не будет работать? Опишите ваших клиентов, инвесторов и сообщества
Модель монетизации Продукты/услуги Команда
Как ваша компания будет зарабатывать деньги? Как найти деньги для её запуска? Какой продукт вы производите или какую услугу предоставляете? Как ваш продукт или услуга помогают вам добиться поставленной цели? Кто у вас будет работать?Как вы будете искать этих людей?

Урок 5 Питч — краткая презентация продукта

Обыкновенный урок по созданию питча— это краткая презентация продукта. Ядро питча — это одно предложение, с помощью которого вы должны объяснить, в чем заключается ценность вашего продукта. Строится по следующему принципу: A— это B которое C для D
Вот примеры ядер питча:
Google
Это поисковая система, которая помогает интернет-пользователям легко найти нужную информацию.
Uber
Это приложение для вызова такси, которое позволяет заказать машину одним кликом и оплатить поездку списанием с карточки.
Facebook
Это социальная сеть, которая помогает интернет-пользователям быть на связи друг с другом и делиться новостями своей жизни.

Урок 6 Финансовая модель

На мой еще одна из самых интересных и полезных частей курса. Видео часть состояла из очень интересного интервью с обсуждением финансовый модели реального небольшого домашнего бизнеса.
Финансовая модель — это план будущей выручки и будущих затрат, разница между которыми и составляет прибыль. Начинающим предпринимателям важно понять, что дело, которое не приносит прибыль, не является бизнесом.
Точка безубыточности — это такой объём производства и реализации продукции, при которой ваши доходы покрывают ваши расходы, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль.
Постоянные затраты = (цена на продукт — переменные затраты на продукт) * X

X — это то количество единиц вашего продукта, которое вам нужно продать, чтобы выйти на точку безубыточности. Каждый последующий проданный продукт будет приносить вам прибыль.

Урок 7 Финансовое планирование

Урок рассказывает о финансовом планировании вашего бизнеса. Приведу кейс из урока:
Представьте себе ситуацию: у вас собственная марка одежды. Приобрести ткани для новой партии вещей надо сейчас, сшить их займет месяц, а деньги от продаж поступят в лучшем случае только через два или даже больше: магазин, который берет их на реализацию, не дает гарантий. и скоро оказывается, что вы не можете выдать зарплату сотрудникам, заплатить за аренду офиса и цеха, закупить новые материалы. Это значит, что у вас случился кассовый разрыв.

Кассовый разрыв — это временный недостаток денежных средств, необходимых для финансирования очередных расходов.

Распространённые причины кассового разрыва:

  1. Отсутствие планирования
  2. Сезонность
  3. Крупный клиент не оплачивает заказ в срок
  4. Реализация через торговые сети (деньги от продаж поступают через 6-8 недель )
  5. Колебания курса доллара и евро
  6. Подготовка к высокому сезону
  7. Отсутствие планирования

Урок 8 Масштабирование бизнеса

Как понять, в чем ваш бизнес, и правильно его расширять. Урок рассказывает о том, как считать финансовую емкость рынка. Тоже очень интересный и познавательный урок, один из лучших на мой взгляд. Тут тоже, пожалуй, приведу пример.

Пример логики расчёта рынка для бара

  1. Количество человек, проходящих через место, где находится бар, в вечернее время (17:00 — 24:00): 3000. Вы можете просто сесть в кафе напротив и считать всех проходящих мимо людей (это удобно делать с помощью ручного механического счетчика).
  2. Из них в возрасте 18—35 лет (целевая аудитория бара) — 80%. Посчитать этот показатель также можно с помощью наблюдений на месте.
  3. Из них посещающие бары: 15%. Поищите нужные данные в социологических исследованиях о том, как жители вашего города или России в целом проводят досуг.
  4. Средняя частота потребления: 1 раз в неделю. Здесь вам нужно сделать предположение или провести опрос среди знакомых, которые относятся к вашей аудитории.
  5. Количество районов, в которых человек из вашей целевой аудитории бывает постоянно: 2. Здесь вам снова нужно сделать предположение на основе знания города.
  6. Средний чек: 500 рублей. Вы можете понаблюдать за тем, что заказывают посетители в других барах, или просто спросить об этом у барменов.

3000 ч. × 80% (доля) × 15% × 1 × 0,5 × 500 = $
Итого:
9 504 000 + 114 048 000 + 63 360 000 = 186 912 000 руб
Сумма, которую вы получите, отражает потенциальную емкость рынка, то есть максимальную сумму, которую вы можете заработать. В реальности она окажется меньше, потому что перед вами будет стоять ряд ограничений. Во-первых, ваша собственная производительность. Если у вас ресторан, вы не можете обслужить больше людей, чем мест в ресторане. Вы не можете продать больше чашек кофе навынос, чем может сделать ваша кофемашина. Вы не можете произвести больше одежды или мебели, чем это позволяет количество сотрудников и оборудование. Во-вторых, вы должны учитывать конкуренцию. Если рядом с вами есть еще три бара, придется учитывать, что часть аудитории уйдет к ним. Наконец, третье ограничение — это ограничение по каналам продаж. Например, вы производите удобную одежду для очень высоких людей. Ваша проблема в том, как вы будете ее продавать? Нужно найти все онлайн- и офлайн-магазины, которые продают одежду для такой аудитории. Совокупный объем их продаж и будет потенциальной емкостью рынка.

Урок 9 Бутстрэппинг — спасение утопающих

Краткое содержание урока — Где найти деньги на запуск вашего бизнеса, если взять взаймы не у кого и банки не дают кредит. Все про само обеспечение.

Урок 10 Как подружиться с банком

Рассказ про банки кредиты, банки. Больше ориентировано на российскую аудиторию.

Урок 11 Инвесторы и инвестиции

Рассказ про инвесторов, гранты, мероприятия. Так же как и глава 10 больше ориентировано на российскую аудиторию.

Урок 12 Сторителлинг для предпринимателей

Урок подробно расскажет о том как составить лонгрид. Лонгрид — это длинный текстовый материал, сделанный с использованием фотографий, видео, инфографики, цитат и иллюстраций. В таком формате журналисты публикуют расследования, фотографы — фотоистории, бренды — нативную рекламу, а предприниматели рассказывают о своих проектах.

Лонгрид — это способ собраться с мыслями. Как показывает практика, лонгрид позволяет объединить все накопленные факты и данные о проекте, понять, на какие вопросы у вас еще нет ответов или какие идеи не мешало бы еще раз обдумать.

Как написать лонгрид

  1. Придумайте заголовок — он должен быть коротким (максимум 50 знаков) и интригующим.
  2. Сформулируйте короткий лид — короткий абзац (100—250 знаков), который подробнее объяснит, о чем пойдет речь в лонгриде.
  3. Начните лонгрид с проблемы — это и будет его завязкой. Сформулируйте проблему, которую решает ваш продукт или услуга, и расскажите, как вы узнали о ее существовании.
  4. Расскажите, как вы решите проблему своей аудитории — сфокусируйтесь на том, какую ценность вы принесете аудитории своим проектом
  5. Какая у вас бизнес-модель? — Каковы ваши цели и как вы будете оценивать их достижения? Какие у вас будут модели монетизации? Если вы хотите быть убедительным, опишите, как ваша бизнес-модель будет работать на практике.
  6. Представьте свою команду — расскажите о себе и своих единомышленниках
  7. Не забудьте призыв к действию — Вы ищете первых клиентов, хотите, чтобы о вас написали СМИ, вам нужен ментор или партнер? Скажите об этом и оставьте свои контактные данные: адрес электронной почты или ссылку на вашу страницу в соцсетях.

Вердикт

Курс интересный, полезный. Помогает структурировать в голове информацию о подходах. Немного вдохновляет на создание своего стартапа.