Комментарии, вопросы, пожелания приветствуются.
Буду рад ответить на ваши вопросы: alimbekovr@hotmail.com.

5 заметок с тегом

ТОС

Негативная Ветвь

Цель статьи — Развить способность принимать лучшие решения посредством выявления возможных негативных последствий любого предлагаемого решения, прогнозируя, что может произойти не так.

Негативная Ветвь

Устранение рисков, связанных с предложенным решением

  • Проверка предложенного решения на  возможное негативное последствие.
  • Построение Негативной ветви — процесс
    Запишите Инъекцию и выявленное возможное негативное последствие в диаграмму. Инъекция записывается в нижний блок диаграммы, а негативное последствие — в верхний.

Построение Негативной Ветви

  1. Проверьте логику, зачитав утверждения, начиная с Инъекции:
    “Если [Инъекция], то [Возможное негативное последствие].”
  2. Затем выявите логические аргументы, поддерживающие ваше утверждение о том, почему негативное последствие имеет вероятность случиться, таким образом:
    “Если [Инъекция], то [Возможное негативное последствие] ПОТОМУ ЧТО…………”
  3. Определите, в какую категорию попадает то, что вы сформулировали после «ПОТОМУ ЧТО» — говорит ли эта часть утверждения о чем-то новом, что произойдет в результате Инъекции, или о чем-то, что уже существует в действительности (или объясняет новое явление).
  4. Если эта часть утверждения — после ПОТОМУ ЧТО — говорит о чем-то, новом, что произойдет в результате Инъекции, впишите это утверждение МЕЖДУ ДВУМЯ ДРУГИМИ. Это создание «позвоночника» ветви
Построение Негативной Ветви
  1. Если эта часть утверждения — после ПОТОМУ ЧТО — говорит о чем-то, что уже существует в действительности или является «объяснением» утверждения в «позвоночнике», впишите это утверждение РЯДОМ (справа или слева) с «позвоночником» ветви, так как это утверждение является одной из исходных посылок, помогающих объяснить логику утверждений на «позвоночнике» ветви, то есть того, что по вашему предположению произойдет в будущем.
Построение Негативной Ветви
  1. Проверьте, в какой точке на ветви позитивная Инъекция переходит в возможное негативное последствие.
Построение Негативной Ветви

Рассмотрим пример
Моя дочь учится в 3 классе с углубленным изучением математики. При поступлении в школу она показывала блестящий результат в счете и решении задач. Но теперь дочка стала хуже справляться с заданиями, делать много ошибок, нервничать из-за того, что не понимает, как решать задачу. Это сказалось и на оценках по математике, и на ее самооценке.
Наша бабушка, которая присматривает за дочкой, считает, что надо перевести ее в обычный класс. Мы с мужем не хотим снижать планку для развития ее способностей, т. к. в обычном классе она получит меньше знаний. Самостоятельные занятия с дочкой нам не подходят из-за графика работы.
Поэтому, на семейном совете было решено организовать для дочери занятия математикой с репетитором три раза в неделю по 1,5 часа плюс домашние задания.
Все бы хорошо, но возникло опасение, что наше решение может снизить успеваемость дочки в школе.

Негативная Ветвь
Негативная Ветвь

Построение Тучи — Инъекция и Нахождение исходных посылок

В прошлый раз мы разбирали второй этап Построение Тучи — Выявление исходных посылок, сегодня раскроем подробно третий этап построения тучи — Инъекция и Нахождение исходных посылок.

Инъекция
Размышления и ответы на вопросы «На самом ли деле?» и «Всегда ли?» дают нам хороший рабочий материал для разработки ИНЪЕКЦИИ — нового элемента, который мы вводим в существующую действительность.
Если в других сферах или определенных ситуациях связь, которую мы имеем в туче, не является необходимой или неоспоримой, то нам надо найти, что в нашей действительности заставляет нас считать, что эта связь настолько сильна, что она диктует наше поведение.
По сути дела, размышления должно быть таким:
«Если в другой области/ситуации для того, чтобы достичь В, кто-то другой или мы сами предпринимаем другое действие (другое D), то почему нам и в этой ситуации не предпринять другое D?»

Шаг 11- Найдите и запишите Инъекции для опровержения исходных посылок
Если мы сможем устранить причины конфликта, то проблема исчезнет (туча «испарится»).
Для того чтобы найти хорошую Инъекцию, мы должны убедиться, что она «разбивает» Тучу — устраняет конфликт между D и D’ удовлетворяет потребности B и C.
Инъекция — это D* (поскольку это не D и не D’). Это может быть что-то совершенное новое или D/D’ с изменениями.
Мы находим Инъекцию (или несколько Инъекций) путем постановки под сомнение каждой выявленной исходной посылки за связями в туче

Исходные посылки Возможные решения — Инъекции
B — D 1. Сергей контролирует работу Вики 2. Сергей не позволяет Вике делать работу для моего проекта 1. Я добьюсь, чтобы директор приказал Сергею освободить Вику для работы в моем проекте. 2. Я обеспечу, чтобы Вику перевели работать в мой отдел
C — D’ 1. Политические игры подорвут мой авторитет руководителя проекта 2. «Поход» к Сергею с объяснениями покажет мою слабость как руководителя проекта 1. Я буду смотреть на Сергея, как на участника проекта. 2. Я поставлю интересы проекта перед собственными интересами и пойду поговорю с Сергеем.
D — D’ 1. В компании нет правила, что делать, когда сталкиваются интересы проекта с точки зрения вовлечения ресурса и необходимость выполнения ресурсом повседневной работы 2. Я не знаю, что мне даст разговор с Сергеем 1. Я обращусь к высшему руководству компании для того, чтобы этот вопрос был решен для данного и будущих проектов. 2. Я поставлю интересы проекта перед собственными интересами и пойду поговорю с Сергеем — объясню ему мои потребности в ресурсе (Вике) и послушаю, что он может предложить по направлению работы в проекте и попробую договориться с ним.

Шаг 12 — Выберите наиболее предпочтительную Инъекцию и проверьте её на удовлетворение В и С
Возьмите Тучу и скопируйте блоки A, B, C.
Выберите одну Инъекцию (или скомбинируйте несколько Инъекций) из таблицы и впишите эту Инъекцию в прямоугольный блок для записи Инъекций.
Проверьте, что Инъекция позволяет достигнуть потребности B и C — прочитайте вслух:
Если [Инъекция], то я смогу достичь [B] и [C] без
блокирующего меня существующего конфликта, ПОТОМУ ЧТО (укажите логические аргументы)……...
Если проверка показывает, что данная Инъекция не позволяет достичь B и C одновременно, то это недостаточно хорошая Инъекция, Ее необходимо сформулировать по другому или выбрать другую Инъекцию и повторить проверку.
Также — спросите себя, если бы эта Инъекция имела место
в действительности, чувствовали бы вы себя лучше

Построение Тучи - Инъекция и Нахождение исходных посылок

На этом я заканчиваю серию статей об инструменте теории ограничений для решения проблем — Туча.

Построение Тучи — Выявление исходных посылок

В прошлый раз мы разбирали первый этап Построение Тучи — Понимание проблемы, сегодня раскроем подробно второй этап построения тучи — Выявление исходных посылок.

Исходные посылки в Туче — Это факты, наблюдения, убеждения, ожидания, допущения, опыт, толкование, концепции, принципы, данные, общие знания и другие элементы мыслительных процессов, на основании которых мы делаем наши логические заключения.

Выявление исходных посылок

Выявление исходных посылок за «прямыми» стрелками А-В; B-C; A-C; C-D’
Зачитываем связи А-В, В-D, А-С, С-D’ таким же образом, как мы это делали при проверке логики:
Для того чтобы иметь/добавить (утверждение у острого конца стрелки), я должен (утверждение у начала стрелки), ПОТОМУ ЧТО….
То, что последует за «ПОТОМУ ЧТО», — это исходная посылка, лежащая за данной связью.

Типичные ошибки при выявлении исходных посылок
Типичная ошибка 1: Обратный повтор
Имеет место тогда, когда утверждение после «ПОТОМУ ЧТО» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТЫМ ПОВТОРОМ высказанных в начале предложения утверждений, просто поменянных местами.

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что назначение существующего специалиста [D] важна для/ необходима для/это способ/обеспечить стабильность работы отдела [B].
Типичная ошибка 2: «Это единственный способ»
Имеет место тогда, когда утверждение после «ПОТОМУ ЧТО» Это вариация обратного повтора

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что это единственный способ поддерживать стабильность работы отдела [B].
Типичная ошибка 3: Объяснение только одного утверждения в связи, вместо объяснения стрелки

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что стабильность обеспечивает работникам чувство уверенности в завтрашнем дне (объяснение только [B]).
Типичная ошибка 4: Исходная посылка, не имеющая отношения к данной связи.

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что я должен принять решение.

Шаг 9 — Выявите исходные посылки за связями В-D и C-D’
Продолжаем работу с примером тучи о Вике и Сергее

  • Исходная посылка должна пояснить, ПОЧЕМУ вы считаете, что действие в D — это единственное действие, которое позволит получить B, или почему B невозможно достичь, если не будет предпринято действие D. То же самое относительно связи D’-C.
  • Убедитесь, что формулировка исходной посылки не содержит причинно- следственных связей внутри себя, то есть, не должно быть слов «потому что», «из-за», «чтобы», «поскольку», «для того чтобы» и т. д. То же самое относительно связей D’-C и D-D’.
  • Постарайтесь сформулировать 3-5 исходных посылок для каждой связи.

Выявите исходные посылки В-D
Правило 1: Проверьте, чтобы каждая исходная посылка имела отношение ОДНОВРЕМЕННО как к В, так и к D:
B-D 1: «Сергей контролирует» имеет отношение к  [D], «работу Вики» имеет отношение к  [В];
B-D 2: «Сергей не позволяет» имеет отношение к [D] «Вика делает работу для моего проекта» имеет отношение к [В]
B-D 3: «С Сергеем надо лично договариваться» имеет отношение к [D] «относительно его ресурсов» имеет отношение к [В]

Выявите исходные посылки

Выявите исходные посылки С-D’
Правило 1: Проверьте, чтобы каждая посылка имела отношение ОДНОВРЕМЕННО как к С, так и к D’ **
С-D’ 1: «Политические игры» имеют отношение к [D’] («я не хочу играть в политические игры и поэтому не хочу идти к Сергею с объяснениями»), «руководителя проекта» имеют отношение к [C]
C-D’ 2: «Сергей» имеют отношение к [D’] , «ни начальником, ни клиентом проекта» имеют отношение к  [C]
C-D’ 3: «Поход к Сергею» имеют отношение к [D’] «как руководителя проекта» имеют отношение к [ C]

Выявите исходные посылки

Выявите исходные посылки D-D’
Исходные посылки за стрелкой D-D’ можно выявить с помощью утверждения: D и D’ находятся в конфликте, ПОТОМУ ЧТО……
Исходные посылки за связью D-D’ как правило отражают недостаток чего-либо (знаний, уверенности, взаимного признания) или существующие правила и показатели.
Если вы испытываете трудности с формулировкой исходных посылок D-D’,
попробуйте ответить на вопрос:
Чего не хватает, из-за чего данный конфликт имеет место?

Выявите исходные посылки

Шаг 10- Сделайте таблицу исходных посылок
Перенести в таблицу 2 наиболее сильные исходные посылки В-D, C-D’, D-D’
B — D

  • Сергей контролирует работу Вики
  • Сергей не позволяет Вике делать работу для моего проекта
    C — D’
  • Политические игры подорвут мой авторитет руководителя проекта
  • «Поход» к Сергею с объяснениями покажет мою слабость как руководителя проекта
    D — D’
  • В компании нет правила, что делать, когда сталкиваются интересы проекта с точки зрения вовлечения ресурса и необходимость выполнения ресурсом повседневной работы
  • Я не знаю, что мне даст разговор с Сергеем

На этом мы заканчиваем шаг — Выявление исходных посылок. В следующий раз мы разберем шаг Инъекция и Нахождение исходных посылок

Ctrl + ↓ Ранее