Комментарии, вопросы, пожелания приветствуются.
Буду рад ответить на ваши вопросы: alimbekovr@hotmail.com.

7 заметок с тегом

Основы Теории Ограничений

Ctrl + ↑ Позднее

Построение Тучи — Выявление исходных посылок

В прошлый раз мы разбирали первый этап Построение Тучи — Понимание проблемы, сегодня раскроем подробно второй этап построения тучи — Выявление исходных посылок.

Исходные посылки в Туче — Это факты, наблюдения, убеждения, ожидания, допущения, опыт, толкование, концепции, принципы, данные, общие знания и другие элементы мыслительных процессов, на основании которых мы делаем наши логические заключения.

Выявление исходных посылок

Выявление исходных посылок за «прямыми» стрелками А-В; B-C; A-C; C-D’
Зачитываем связи А-В, В-D, А-С, С-D’ таким же образом, как мы это делали при проверке логики:
Для того чтобы иметь/добавить (утверждение у острого конца стрелки), я должен (утверждение у начала стрелки), ПОТОМУ ЧТО….
То, что последует за «ПОТОМУ ЧТО», — это исходная посылка, лежащая за данной связью.

Типичные ошибки при выявлении исходных посылок
Типичная ошибка 1: Обратный повтор
Имеет место тогда, когда утверждение после «ПОТОМУ ЧТО» ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТЫМ ПОВТОРОМ высказанных в начале предложения утверждений, просто поменянных местами.

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что назначение существующего специалиста [D] важна для/ необходима для/это способ/обеспечить стабильность работы отдела [B].
Типичная ошибка 2: «Это единственный способ»
Имеет место тогда, когда утверждение после «ПОТОМУ ЧТО» Это вариация обратного повтора

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что это единственный способ поддерживать стабильность работы отдела [B].
Типичная ошибка 3: Объяснение только одного утверждения в связи, вместо объяснения стрелки

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что стабильность обеспечивает работникам чувство уверенности в завтрашнем дне (объяснение только [B]).
Типичная ошибка 4: Исходная посылка, не имеющая отношения к данной связи.

Выявление исходных посылок

НЕПРАВИЛЬНО: Для того чтобы поддерживать стабильность работы отдела [B], я должен назначить начальником отдела одного из работающих специалистов [D], потому что я должен принять решение.

Шаг 9 — Выявите исходные посылки за связями В-D и C-D’
Продолжаем работу с примером тучи о Вике и Сергее

  • Исходная посылка должна пояснить, ПОЧЕМУ вы считаете, что действие в D — это единственное действие, которое позволит получить B, или почему B невозможно достичь, если не будет предпринято действие D. То же самое относительно связи D’-C.
  • Убедитесь, что формулировка исходной посылки не содержит причинно- следственных связей внутри себя, то есть, не должно быть слов «потому что», «из-за», «чтобы», «поскольку», «для того чтобы» и т. д. То же самое относительно связей D’-C и D-D’.
  • Постарайтесь сформулировать 3-5 исходных посылок для каждой связи.

Выявите исходные посылки В-D
Правило 1: Проверьте, чтобы каждая исходная посылка имела отношение ОДНОВРЕМЕННО как к В, так и к D:
B-D 1: «Сергей контролирует» имеет отношение к  [D], «работу Вики» имеет отношение к  [В];
B-D 2: «Сергей не позволяет» имеет отношение к [D] «Вика делает работу для моего проекта» имеет отношение к [В]
B-D 3: «С Сергеем надо лично договариваться» имеет отношение к [D] «относительно его ресурсов» имеет отношение к [В]

Выявите исходные посылки

Выявите исходные посылки С-D’
Правило 1: Проверьте, чтобы каждая посылка имела отношение ОДНОВРЕМЕННО как к С, так и к D’ **
С-D’ 1: «Политические игры» имеют отношение к [D’] («я не хочу играть в политические игры и поэтому не хочу идти к Сергею с объяснениями»), «руководителя проекта» имеют отношение к [C]
C-D’ 2: «Сергей» имеют отношение к [D’] , «ни начальником, ни клиентом проекта» имеют отношение к  [C]
C-D’ 3: «Поход к Сергею» имеют отношение к [D’] «как руководителя проекта» имеют отношение к [ C]

Выявите исходные посылки

Выявите исходные посылки D-D’
Исходные посылки за стрелкой D-D’ можно выявить с помощью утверждения: D и D’ находятся в конфликте, ПОТОМУ ЧТО……
Исходные посылки за связью D-D’ как правило отражают недостаток чего-либо (знаний, уверенности, взаимного признания) или существующие правила и показатели.
Если вы испытываете трудности с формулировкой исходных посылок D-D’,
попробуйте ответить на вопрос:
Чего не хватает, из-за чего данный конфликт имеет место?

Выявите исходные посылки

Шаг 10- Сделайте таблицу исходных посылок
Перенести в таблицу 2 наиболее сильные исходные посылки В-D, C-D’, D-D’
B — D

  • Сергей контролирует работу Вики
  • Сергей не позволяет Вике делать работу для моего проекта
    C — D’
  • Политические игры подорвут мой авторитет руководителя проекта
  • «Поход» к Сергею с объяснениями покажет мою слабость как руководителя проекта
    D — D’
  • В компании нет правила, что делать, когда сталкиваются интересы проекта с точки зрения вовлечения ресурса и необходимость выполнения ресурсом повседневной работы
  • Я не знаю, что мне даст разговор с Сергеем

На этом мы заканчиваем шаг — Выявление исходных посылок. В следующий раз мы разберем шаг Инъекция и Нахождение исходных посылок


  • Telegram канал c конспектами книг @fresh_brain

Построение Тучи — Понимание проблемы

В продолжение темы Теории ограничений системы, Инструмент — Туча, сегодня раскроем подробно первый этап построения тучи — Понимание проблемы.

Шаг 1 — Возьмите недавнюю проблему
Возьмите недавнюю проблему, в которой вы чувствовали, что были вынуждены предпринять определенные действия, в то время как вы предпочли бы предпринять другие действия.

  • Возьмите простую проблему (отдельный случай), не постоянно повторяющуюся хроническую проблему.
  • Пример простой проблемы: «Мой начальник хочет, чтобы я вышел на работу в субботу сделать срочную работу по подготовке предложения новому клиенту, а я уже пообещал семье поездку за город на выходные».
  • Пример хронической проблемы: «У нас постоянные проблемы с тем, что мы не успеваем готовить предложения клиентам и я вынужден проводить на работе большинство выходных».
  • Запишите суть проблемы одним коротким предложением.

Шаг 2 — Опишите проблему
Проблема одним предложением:
Сергей вмешивается в мою работу и ставит под сомнение мою компетентность как руководителя проекта.

Описание проблемной ситуации в деталях:
Я руковожу проектом. Вика назначена в мой проект в качестве ресурса. Она работает в отделе Сергея. Кроме того Сергей никак не задействован в проекте и не как не связан с проектом. Я назначил Вику для выполнения нескольких заданий для проекта, но она еще не начала заниматься ни одним из них. Когда я поинтересовался, почему она не работает над заданиями, она сказала, что Сергей не разрешил ей заниматься этими заданиями, поскольку он не согласен с нашим подходом. Вика считает, что я должен пойти к Сергею и поговорить с ним, поскольку у Сергея большой опыт работы в той сфере, в которой проводится мой проект. Я не хочу идти разговаривать с Сергеем, но мы с Викой друзья, и сейчас она «между двух огней». Мой начальник боится Сергея.

Шаг 3 — Список возможных действий
Напишите список ваших возможных действий в данной ситуации:

Возможные действия Вынужденное действие Предпочтительное действие
Ничего не делать
Пойти к моему начальнику Виктору
Написать Сергею электронное письмо, в котором объяснить наш подход
Пойти к Сергею и поговорить с ним
Дождаться, пока я увижу Сергея на заседании одного из комитетов, в который мы входим
Сказать Вике, чтобы она сама решила этот вопрос с Сергеем

Шаг 4 — Отметьте вынужденные и предпочтительные действий

Возможные действия Вынужденное действие Предпочтительное действие
Ничего не делать X
Пойти к моему начальнику Виктору X
Написать Сергею электронное письмо, в котором объяснить наш подход X
Пойти к Сергею и поговорить с ним X
Дождаться, пока я увижу Сергея на заседании одного из комитетов, в который мы входим X
Сказать Вике, чтобы она сама решила этот вопрос с Сергеем X

Шаг 5 — Наиболее вынужденное и наиболее предпочтительное действие

Возможные действия Вынужденное действие Предпочтительное действие
Ничего не делать X
Пойти к моему начальнику Виктору X
Написать Сергею электронное письмо, в котором объяснить наш подход X
Пойти к Сергею и поговорить с ним X
Дождаться, пока я увижу Сергея на заседании одного из комитетов, в который мы входим X
Сказать Вике, чтобы она сама решила этот вопрос с Сергеем X

Наиболее «вынужденное» действие: Пойти к Сергею и поговорить с ним.
Наиболее предпочтительное действие: Ничего не делать.

Шаг 6 — Постройте Тучу

Постройте Тучу

Внимание: эта Туча еще не прошла процесс проверки!
Ей нельзя пользоваться как правильным примером Тучи!

Шаг 7 — Проверьте формулировки и логику
Проверьте, чтобы утверждения в каждом из блоков диаграммы соответствовали следующим критериям:

  • Утверждения сформулированы побудительными предложениями или полными простыми предложениями.
  • Утверждения не содержат в себе причинно-следственной связи — нет слов «потому что», «из-за», «чтобы», «поскольку», «для того чтобы» и т. д.
  • Утверждения D и D’ сформулированы как действия, и эти действия полностью противоположны, т. е. находятся в конфликте.
  • Утверждения В и С представлены как реальные потребности в позитивной формулировке — без использования слова «нет».
  • Утверждения В и С не содержат глаголов действий (купить, взять, поехать). Используются глаголы типа «обеспечивать», «поддерживать».
    Проверьте логику связей между утверждениями — в соответствии с последовательностью, представленной на картинке:
Логика тучи

Шаг 8 — Доработайте Тучу и проверьте логику

Доработайте Тучу и проверьте логику

На этом мы заканчиваем шаг — Понимание проблемы. В следующий раз мы разберем шаг Выявление исходных посылок


  • Telegram канал c конспектами книг @fresh_brain

Теория ограничений системы — введение. Инструмент — Туча.

«Теория ограничения системы (ТОС) — это эффективный управленческий подход, который с 1975 года предоставляет методологию и проверенные решения для улучшения систем и организаций.»
Элияху Моше Голдратт

Этим постом я открываю серию публикаций по теории ограничений системы. Для начала немного вводной информации.

ОГРАНИЧЕНИЯ — Факторы или элементы, определяющие предел результатов деятельности системы.

теория ограничений системы

Коммерческая система может иметь несколько типов ограничений:

  • Ограничение мощности — ресурс, который не в состоянии предоставить в необходимое время тот объем мощности, который система от него требует.
  • Ограничение рынка — количества получаемых фирмой заказов недостаточно для поддержания требуемого роста системы.
  • Ограничение времени — время реагирования системы на потребности рынка слишком долго, что ставит под угрозу способность системы выполнять взятые на себя обязательства перед клиентом, а также расширить свой бизнес.

Чем уникальна ТОС?

  1. Направленность на логический ход мысли
    Использование причинно — следственных связей с целью структурного упорядочивания хода мысли, логической записи анализа и понимания предложенного решения для любой проблемы. (на основе Конвергенции)
  2. Разрешение конфликтов
    Настойчивая убежденность в том, что в рамках действительности концептуально не должны существовать конфликты — следовательно, настойчивое стремление найти взаимовыгодные решения для любой ситуации, для которой, как кажется, «нет решения». (Локальное и Глобальное)
  3. Стремление к совместному сотрудничеству и вкладу
    Использование логики мыслительных инструментов ТОС для коммуникации изначально с самим собой, а затем с командой, для совместного сотрудничества для достижения желаемого улучшения. (на основе Уважения)

Возможности Теории ограничения уникальны

  • в финансовой сфере (операционные показатели: Проход, Инвестиции и Операционные затраты);
  • в производстве (решения — производство на заказ (МТО), производство на склад (MTS), производство для обеспечения наличия (МТА)), «Барабан-Буфер —Канат»);
  • при управлении запасами (через расчет целевого уровня запаса и механизма Динамического Управления Буфером); — при управлении проектами (управление проектами по методу Критической Цепи);
  • И прочие.

Основные концептуальные тезисы ТОС

  1. Любая система является совокупностью элементов, взаимосвязанных причинно-следственными связями (ПСС).
  2. Производительность системы зависит от производительности наиболее ограниченного звена (ограничение).
  3. В эффективно функционирующей системе не существует конфликтов между ее элементами (т. е. найдены взаимовыгодные решения).
  4. Система не должна сопротивляться изменениям (если это происходит — значит звеньям не объяснили выгоду от улучшений).
  5. Все улучшения системы являются для нее переменами, но не все перемены — улучшениями.

А теперь перейдем к инструменту Туча.

Цель построения логической диаграммы ТОС для понимания и решения проблем Туча: Развить способность принимать лучшие решения с использованием метода построения Тучи, через выявление альтернатив, которые разрешают лежащую в основе проблемы дилемму.

Решение проблем с помощью ТОС — различные типы Туч

  • Туча для решения внутренних дилемм используется для анализа и нахождения решения в таких ситуациях когда ВЫ имеете два возможных варианта действия, но не можете решить, какой предпринять.
  • Туча для описания и решения повседневно случающихся конфликтов между Вами и кем-либо еще. Такие конфликты не являются глубинными и они не являются хроническими.
  • Туча для описания и решения конфликтов интересов, часто между различными функциями организации.
  • Туча для «тушения пожаров» — используется для анализа ситуаций, когда вы вынуждены действовать в чрезвычайном режиме и принимать меры к тому, чтобы не допустить их появления в будущем.
  • Туча НеЖелательных Явлений (НЖЯ) — используется для более глубокого понимания НЖЯ — для анализа и разработки решения по улучшению деятельности системы.
  • Туча для преодоления препятствий — для устранения препятствий на пути достижения амбициозных целей.

Туча (структура). Все тучи имеют одинаковую структуру:

Туча ТОС Структура

Для того чтобы достичь цель А,
Мы/Я должен одновременно иметь В и С,
Для того, чтобы удовлетворить В, необходимо предпринять D,
Для того, чтобы удовлетворить С, необходимо предпринять D’.
D и D’ находятся в прямом конфликте

Как читать Тучу
Формулировка «Для того чтобы… Я должен» показывает, что используемая здесь логика — это Логика Необходимости.
Необходимость (или Необходимое условие) — это модель мышления, когда рассматриваются требования: нечто должно существовать для того, чтобы достичь чего-то другого.
Пример: Для того чтобы быть в хорошей форме, я должен заниматься спортом.
Туча описывает конфликт между действиями D и D’. Эти действия предпринимаются с определенной целью — каждое из них необходимо для обеспечения потребности — В и С соответственно.
В свою очередь В и С является необходимым условием для достижения А.

Три этапа работы с Тучей
ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПОСЫЛОК

ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПОСЫЛОК

НАХОЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ

НАХОЖДЕНИЕ РЕШЕНИЯ

Построение Тучи — последовательность шагов:
ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

  1. Возьмите недавнюю проблему, в которой вы чувствовали, что были вынуждены предпринять определенные действия, в то время как вы предпочли бы предпринять другие действия.
  2. Опишите проблему в виде краткого изложения.
  3. Составьте список возможных действий (что можно сделать).
  4. Отметьте, какие действия попадают под категорию вынужденных, а какие — предпочитаемых.
  5. Выберите два наиболее «конфликтующих» действия.
  6. Постройте тучу.
  7. Проверьте формулировки и логику.
  8. Доработайте тучу и проверьте логику.
    ВЫЯВЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПОСЫЛОК
  9. Выявите исходные посылки (причины) за логическими связями В-D, С-D’, D-D’.
  10. Сделайте таблицу исходных посылок В-D, С-D’, D-D’.
    ИНЪЕКЦИЯ И НАХОЖДЕНИЕ ИСХОДНЫХ ПОСЫЛОК
  11. Найдите и запишите Инъекции — возможные решения, опровергающие исходные посылки.
  12. Выберите наиболее предпочтительную Инъекцию и проверьте её на удовлетворение обеих потребностей В и С.

Пока на этом все. В ближайшее время раскрою каждый из этих ходов подробнее.


  • Telegram канал c конспектами книг @fresh_brain
Ctrl + ↓ Ранее