Комментарии, вопросы, пожелания приветствуются.
Буду рад ответить на ваши вопросы: alimbekovr@hotmail.com.

1 заметка с тегом

Методика построения Дерева Текущей Реальности

Методика построения Дерева Текущей Реальности

Метод позволяет:

  • Обеспечить понимание принципов организации сложных систем/процессов;
  • Определить нежелательные явления (далее НЖЯ) не позволяющие достичь эффективного функционирования системы/процесса;
  • Определить взаимосвязи между НЖЯ и Корневыми причинами (далее Кп), а так же определить Корневую Проблему (далее КП) вызывающую более 70% НЖЯ;
  • Определить на какие Кп и КП необходимо давать инъекции, с целью повышения эффективного функционирования системы/процесса.

Глоссарий:

Термин Описание
Дерево Текущей Реальности (далее ДТР). Логическая структура, описывающая причинно-следственные связи в анализируемой области существующей среды
Не Желательные Явления (далее НЖЯ). Негативное явление, наблюдаемое в системе, то есть это явление представляет собой опасность для/уменьшает/не  позволяет достичь цели системы (процесса). НЖЯ — является одним из самых очевидных следствий возникающим в результате взаимодействий элементов внутри системы (процесса). НЖЯ — является начальной точкой построения приченно-следственных связей.
Корневая причина. Логический объект, обычно возникающий на нижних уровнях причинно-следственной связи дерева текущей реальности, для которых нет предполагаемых причин. Корневая причина является начальной точкой для дерева реальности, которая приводит к возникновению одного (или нескольких) нежелательных явлений.
Корневая проблема. Корневая причина, которая приводит к возникновению более 70% нежелательных явлений. Устранение корневой причины может предотвратить повторное возникновение одного или нескольких нежелательных явлений.

Правила описания НЖЯ:

Правило Пример
НЖЯ не может содержать глаголы, обозначающие действия. Это описание состояния — а не одноразового случая или действия (формулировка НЖЯ не может содержать глаголы действий типа «взять», «идти» etc)
НЖЯ должно находится в зоне контроля (ответственности). Типичной ошибкой будет использования НЖЯ относительно которых нельзя что-либо предпринять. (Например, «На улице слишком жарко» — это не НЖЯ мы не можем изменить то, что на улице жарко. Мы можем изменить только наши действия — то, что мы предпримем, чтобы нам не было жарко.)
НЖЯ не должно обвинять кого-либо.
НЖЯ не должно быть предполагаемой причиной и завуалированным решением. «Сотрудники недостаточно обучены» — это не НЖЯ, это предполагаемая причина: «Поскольку сотрудники недостаточно обучены…». Для проверки задайте себе следующие вопросы: «действительно ли это причина той проблемы, с которой вы имеете дело?» или  «Что собой представляет эта проблема?»Кроме того данное НЖЯ является завуалированным решением. Так как «Если бы сотрудники были лучше обучены, тогда….». Что бы легче было правильно найти НЖЯ которое стоит за выражением «Сотрудники недостаточно обучены» Представьте на минуту, что всех ваших сотрудников обучили всем требуемым навыкам и умениям, какую бы это проблему решило для вас? Вот эта проблема и есть НЖЯ.
НЖЯ — не может содержать причинно-следственную связь, вне зависимости от того, реальная ли причина или предполагаемая. «Менеджеры часто допускают ошибки в, потому что отсутствует возможность распечатать договор из системы» — это не НЖЯ, так как утверждение содержит причинно-следственную связь.
НЖЯ — это простое предложение НЖЯ должно включать только одно подлежащие и сказуемое и не должно содержать слов «так как», «для того чтобы», «потому что», «из-за того что», «следовательно» и т. д.— «для того чтобы» вводит следствие, а в формулировке НЖЯ мы не можем указывать одно явление, ответственное за появление другого — «потому что» вводит причину (реальную или предполагаемую), и т. д.
НЖЯ не должно быть субъективным утверждением. не должно содержать оценочных прилагательных и наречий, таких как «сложный», «трудный», «хороший», «плохой», «минимальный», «максимальный» и т. д., поскольку такие слова выражают субъективную оценку и к тому же не всегда являются негативными или нежелательными (напр., сложный).

Часто встречающиеся ошибки при формулировании НЖЯ:

Формулировка НЖЯ Что неправильно? Рекомендуемая формулировка
1 Из-за того, что отдел продаж всегда обещает сроки, не спрашивая у производства, мы часто опаздываем с выполнением заказов. Это обвинение, имеет две части предложения, одна из которых — предполагаемая причина для существующего явления, указанного в другой части предложения. Мы слишком часто опаздываем с выполнением заказов в срок.
2 У нас нет бюджета для покупки нового оборудования. Завуалированное решение Оборудование не всегда в наличии, когда оно необходимо
3 Новый начальник производства слишком жесток. Звучит как обвинение. Что плохого в том, что начальник жесток? Каков объективный результат? В последнее время многие хорошие рабочие уволились
4 У нас плохой процесс управления проектами. Предполагаемая причина. Что является реальной проблемой? Более 50% наших проектов заканчиваются с опозданием
5 Неквалифицированная рабочая сила Предполагаемая причина. Не полное предложение. Слишком много работы приходится делать повторно.

Построение дерева текущей реальности
Для построения Дерева текущей реальности необходимо использовать следующие обозначения:
Если к утверждению подходит одна стрелка, это означает, что мы считаем, что для того, чтобы существовало утверждение у острия стрелки, достаточно того одного явления, которое указанно в утверждении, от которого идет стрелка. Эта связь зачитывается так: «Если/так как/поскольку [нижнее утверждение, то, от которого идет стрелка]…, то/ то мы можем утверждать, что [верхнее утверждение, на которое указывает острие стрелки…]»

Построение дерева текущей реальности

Если к утверждению подходит несколько несвязанных овалом стрелок, это означает, что мы считаем, что каждое из утверждений, от которых ведут стрелки, является само по себе достаточным для того, чтобы вызвать то явление, на которое указывает острие стрелки. Каждая несвязанная стрелка зачитывается так же, как одна стрелка: «Если/так как/поскольку [нижнее утверждение, то, от которого идет стрелка]…, то/ то мы можем утверждать, что [верхнее утверждение, на которое указывает острие стрелки…]»

Построение дерева текущей реальности

Если к одному утверждению подходят 2 или 3 стрелки (желательно не больше 4), связанные овалом, это означает, что мы считаем, что утверждение у острия стрелок (следствие) может существовать только в том случае, когда одновременно имеют место все явления (причины), стрелки от которых связаны овалом. Овал означает, что отдельно любого из связанных утверждений (причин) недостаточно для того, чтобы вызвать явление у острия стрелок. Эти связи зачитываются так: «Если/так как/поскольку [нижнее утверждение — то, от которого идет стрелка] и [второе утверждение рядом, стрелка которого связана овалом со стрелкой предыдущего утверждения] [и (если есть) третье утверждение рядом, стрелка которого связана овалом со стрелкой предыдущих двух утверждений] , то/ то мы можем утверждать/то неизбежным является тот факт, что [верхнее утверждение, на которое указывают острия стрелок…]»

Построение дерева текущей реальности

Дерево текущей реальности строиться по следующему алгоритму:

  1. Необходимо составить список из нескольких НЖЯ (до 10). Если у Вас не получается составить список более чем из 5 НЖЯ, то возможно у Вас не достаточно информации или объект вашего изучения не содержит существенных проблем.
  2. Проверить правильность формулировок НЖЯ согласно правилам указанным выше.
  3. Связываем все НЖЯ в карту:
    • Когда вы смотрите на список НЖЯ, должны быть видны очевидные связи между различными НЖЯ и должно быть возможно указать, какие НЖЯ из списка вызывают другие НЖЯ.
    • Возьмите два НЖЯ, которые явно связаны между собой: одно НЖЯ отвечает за существование другого (вызывает его существование).
    • Расположите это НЖЯ под тем НЖЯ, которое оно вызывает. Укажите логическую связь стрелкой от нижнего НЖЯ к верхнему.
    • Все НЖЯ должны быть логически связаны в карте.
    • Все логические связи должны вести снизу вверх
Дерево текущей реальности
  1. Находим и отмечаем на карте негативные петли:
    • Негативные петли указывают на то, что негативные явления «питают» друг друга и создают замкнутый круг. Чем длиннее петля — тем сильнее размах негативных явлений.
    • Негативная петля может вести как от НЖЯ высшего уровня, так и от неудовлетворительных показателей деятельности, к которым в конечном итоге ведут все НЖЯ. В этом случае негативные петли будут определены после этапе 6.
Дерево текущей реальности
  1. Проверяем логику связей НЖЯ в карте:
    • Проверьте логику, зачитав связи следующим образом:
      «Если [утверждение, от которого ведет стрелка], то мы неизбежно получим [утверждение, на которое указывает острие стрелки]».
    • При необходимости внесите требуемые изменения в последовательность НЖЯ.
    • При проверке логики на этом этапе работы у вас может остаться впечатление недостаточности аргументов для утверждения о том, что последующее НЖЯ вызвано предыдущим.
    • Это впечатление правильное. На этом этапе работы мы только начинаем выстраивать силуэт ДТР за счет самого общего обозначения причинно-следственной последовательности НЖЯ.
    • Выявим и запишем дополнительные утверждения, детально обосновывающие эти связи и выявим и укажем более подробные промежуточные логические связи.
  2. Завершим построение ДТР:
    • возьмем самые верхние НЖЯ и утверждения на карте и с помощью причинно-следственной логики, отраженной дополнительными утверждениями и стрелками далее наверх покажите, как они приводят к низким показателям деятельности данной системы.
Дерево текущей реальности

Как использовать Категории Обоснованных Оговорок?
Прежде чем показывать свое творение людям необходимо еще раз проверить наличие и правильность причинно-следственной логики во всех указанных в ДТР связях. Для этого мы используем Категории Обоснованных Оговорок — как при проверке собственного дерева, так и тогда, когда нам кто-то представляет свое дерево и мы хотим уточнить логические связи и утверждения, что в свою очередь позволяет избежать споров и критики относительно представленного дерева.

Категории Обоснованных Оговорок:
Ясность (Понятность)
Сказать собеседнику: “Я не понимаюутверждение/стрелку… Вы не могли бы пояснить, что Вы имели в виду?” или “Я хочу убедиться, что я правильно понял. …… Вы это имели в виду?”

Ясность

Существование явления в утверждении
Проверка структуры: Зачитайте данное утверждение (без связи с другим утверждением) и проверьте, выражено ли оно полным предложением.
Проверка содержания: “Действительно ли существует это явление в той форме, как оно выражено в утверждении?”

Существование явления в утверждении

Существование причинно-следственной связи
Проверка структуры: Зачитайте связь в стрелке “если/так как/поскольку...то...” для того, чтобы выявить частичные утверждения.
Проверка содержания: “Действительно ли связь “если/так как/поскольку...то...” имеет смысл в данной среде?”

Существование причинно-следственной связи

Недостаточность причины
“Всегда ли имеет место следствие, когда существует причина, или только при дополнительном определенном условии? ” (Это “определенное условие» становится еще одной причиной для данного следствия, и эти две причины
объединяются овалом)

Недостаточность причины

Наличие еще одной причины
“Объясняет ли причина (причины) размах следствия в реальности или есть еще значимые независимые дополнительные причины, которые могут вызывать данное следствие?”

Наличие еще одной причины

“В доме пожар, потому что из окон идет дым”
“Уверены ли мы, что то, что звучит как причина, демонстрирует то, почему существует следствие, а не то, что мы объясняем, на основании чего мы знаем, что данный факт существует («пожар»)?”

В доме пожар, потому что из окон идет дым

Существование предсказанного следствия
”Можем ли мы подтвердить, что данная причина существует, путем проверки того, какие другие следствия можно ожидать в качестве неизбежного результата этой причины?”

Существование предсказанного следствия

Пример из приобретения разработанного программного обеспечения на заказ. Он достаточно условный, но помогает понять суть метода и логику размышления:

Методика построения Дерева Текущей Реальности